Как научить ребенка разговаривать? Развитие речи в раннем возрасте

Как научить ребенка разговаривать: развитие речи в раннем возрасте

209

Богатая грамотная речь украшает любого человека. Но никто не рождается с такой супер способностью. Её освоение, закладка «фундамента», происходит от 0 до 3-х лет. Существуют ли простые способы развития речи в раннем возрасте, с которыми справится любой родитель? Как и когда нужно начинать «занятия»? Как правильно разговаривать с ребенком?

 УЖЕ ПОРА?

С момента рождения малыш общается с миром посредством плача, крика, позже лепета и т.д. Казалось бы, как развивать речь, если её еще нет? «Влиять» на её развитие следует задолго до, а не в момент, когда она уже проявилась вербально, потому что её освоение – процесс длительный и постепенный.

Становление речи происходит по подражанию. Ребенок усваивает не только ЧТО говорят, но и КАК (артикуляция, интонация, эмоция и пр.) Малыш может так же сводить брови или менять выражение лица, зеркаля родителя, который, например, что-то ему говорит или читает. Это происходит задолго до появления говорения.

Как стимулировать речь малыша?

Диалог

Имеется в виду общение. Слыша голоса взрослых, общение между собой, у ребенка возникает представление о речи как о средстве общения. И нужно разговаривать не только при нем, но и обращаясь непосредственно к нему. Даже если он пока совсем малыш и не может ответить.

Проговаривание

Или озвучивание режимных моментов, наблюдений, ситуаций. Например, процесс одевания можно озвучить в прозе, описывая порядок действий и сами действия. А можно — в стихах, привлекая известный фольклор (потешки, пестушки) или строчки собственного сочинения.

Вот мои ботинки,
Будто бы с картинки!
Не замерзнут ножки
На ледяной дорожке.

Левый – правый, правый – левый,
Снег хрустит под шагом белый.

Дети легче запоминают ритмический текст и смысл, в нем заложенный.

Чтение вслух

Слушая первые сказки или стихи, малыш воспринимает речевую структуру, слышит новые слова, правильное произношение, интонирование фраз. Читайте, экспериментируйте, что больше понравится слушать вашему ребенку: короткие первые сказки или ритмически оформленные тексты. Это будет заметно по реакции.

Песенка-чудесенка

Большинство детей отзывчивы на музыку. И было бы замечательно, если с ребенком не только говорили, но и пели ему. В арсенале могут быть песенки-зарядки, песенки для массажа, колыбельные и пр. Если вы уверены, что петь – это не ваше, попробуйте произносить слова как бы нараспев. По тому, как реагирует малыш, поймете, какие песни ему больше нравятся: медленные или быстрые, детские или взрослые.

Ваша речь

Чтобы словарь ребенка обогащался, и усваивались нормы языка, наша собственная речь должна быть примером. Например, на прогулке вы встретили кошку. Можно сказать: «Смотри, на крыльце — пушистый рыжий котик! Какой у него длинный хвост и зеленые глазки!» Вместо: «Смотри, там котик!»

Сенсорика 

Первые годы жизни ребенок получает информацию именно через ощущения (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание).  Эти ощущения должны быть разнообразны и доступны для него. Например, игрушки из разных материалов, вода разной температуры, каким голосом поется песенка зарядка и колыбельная и многое другое.

Мелкая моторика

Для её развития рекомендуют занятия лепкой, рисованием, игры-шнуровки, сортировка чего-либо, пальчиковые игры и пр. Например, трехмесячный малыш, конечно, не способен лепить или рисовать, а вот пальчиковые игры — отлично подойдут. Даже если он пока будет занимать пассивную роль.

Движение

Опыт свободной двигательной активности также важен для развития речи. Поэтому, нужно давать ребенку возможность свободно двигаться. Совсем маленьким – махать ножками-ручками, детям постарше – передвигаться по дому (конечно, максимально обезопасив пространство).

Чтобы “занятия” проходили успешно и с положительным эмоциональным окрасом, они должны органично вплетаться в повседневную жизнь. Конечно, через игру. Такое содержательное, эмоционально наполненное общение – основная составляющая в становлении мышления и речи ребенка.

ВАЖНО

В процессе общения с малышом:

— говорить плавно, не тараторя, акцентируя некоторые слова;
— эмоции можно выражать несколько утрированно;
— обязательны тактильный, зрительный контакт, ваша улыбка и одобрение;
— будет лучше, если звуковых помех будет меньше, чтобы ничто не отвлекало и не рассредоточивало еще неустойчивое внимание.

Если у вас возникли какие-то беспокойства или сомнения, относительно развития ребенка, посетите детского невролога.

Перечисленные приемы далеко не все, но они действительно просты и доступны любому родителю. Более того, большинство родителей активно применяют их в жизни. Если у вас есть свои «секретные» приемы — делитесь в комментариях.

Автор:


Елизавета Донцова

педагог, методист, логопед

Около 10-ти лет работала в социально-педагогическом центре по работе с детьми, молодежью и семьей.


Mamsy

Читайте также


Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о

Подпишись,чтобы быть в курсе новых статей

X