Повышенная тревожность у ребенка. Как помочь?

Повышенная тревожность у ребенка. Как помочь?

1190

Любой ребенок периодически испытывает чувство тревоги. Это абсолютно нормально. Но есть дети, которые испытывают беспокойство слишком часто.  Повышенная тревожность у ребенка даже по незначительным поводам… Что делать?

ТРЕВОГА ИЛИ ТРЕВОЖНОСТЬ

Для начала разберемся с понятиями. Тревога – это состояние беспокойства, которое возникает изредка. Когда малыш боится каких-то конкретных событий — это страх.

А тревожность – это постоянное ощущение эмоционального дискомфорта. Когда причин для волнения нет, а фоновое беспокойство и напряжение есть. Излишняя тревожность ощущается настолько остро, что мешает ребенку познавать мир, активно действовать, общаться со сверстниками, участвовать в играх, проявлять себя.

Как определить, касается ли это вашего ребенка?

ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ

Обратите внимание, боится ли ребенок неизвестного и непривычного ему (предметов, людей, обстановки),  наблюдаются ли у него нарушения сна. Тревожные дети часто пассивны, робки и почти не проявляют инициативу. В их поведении и состоянии заметна повышенная напряженность или возбудимость. Тревожности обычно сопутствуют неуверенность в себе и заниженная самооценка. Ребенок боится ошибиться, потерпеть неудачу и болезненно воспринимает критику.

ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ

Ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал боязливым и тревожным. Однако…

Вера Васильевна Голутвина (практикующий детский психолог) пишет в книге «Как победить детские страхи»:

«Как ни прискорбно это признавать, но в подавляющем большинстве случаев этими причинами становится поведение нас, взрослых».

Какое поведение? Как мы, любящие и заботливые родители, можем быть причиной тревожности у детей? К сожалению, можем. И делаем мы это неосознанно, посредством следующих установок и действий:

— УСТАНОВКА «МИР ОПАСЕН»

«Осторожно! Упадешь!», «Не ходи туда!», «Ударишься!», «Не торопись! Смотри под ноги!», «Там высоко!»

Часто употребление этих фраз может привести к неуверенности и страхам, так как в них заключен посыл, что вокруг много опасностей и ребенок с ними не справится. Отсюда и нежелание исследовать окружающий мир. Установка «мир опасен» парализует активность и желание действовать, препятствует нормальному принятию рисков (активные игры на площадке, катание на карусели или велосипеде и пр.). Получается, что родительское желание уберечь ребенка от опасностей, уберегает его и от приобретения собственного опыта.

— ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

Также, в процессе воспитания дети часто слышат от нас, взрослых, противоречивые взаимоисключающие утверждения. Например: нельзя разговаривать с незнакомцами – иди, поздоровайся с дядей. Или: не ходи один по лестнице, там темно – не бойся, закрывай глаза и спи (и выключают свет). Эти утверждения затрудняют ребенку понимание «как правильно поступить» и «как себя вести». Отсюда и страхи: незнакомцев, страх ошибиться, страх темноты и пр. И в любой такой «противоречивой» ситуации ребенка накрывает волна тревоги и замешательства.

— ЗАВЫШЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Повышают градус тревожности и завышенные требования к ребенку. Например, родители постоянно повторяют, что он должен быть лучшим в классе, чемпионом, лидером. Он начинает волноваться, что не оправдает ожиданий, не справится. Со временем требования усиливаются, а беспокойство ребенка растет, потому что он либо не справляется, либо переживает заранее, что не справится.

— КРИТИКА И ОБЕСЦЕНИВАНИЕ

Критика и прогнозирование неудачи: «Опять не получилось? А я тебе говорила!», «Зачем тебе это? Засмеют». Сравнение не в пользу ребенка: «А Света одни пятерки получает», «Смотри, какой ровный круг у Маши получился! А у тебя?».

Обесценивание чувств: «Ты беспокоишься по таким пустякам!» Для взрослого повод может казаться не стоящим внимания, а для ребенка — сложной проблемой. Слыша подобные фразы, ребенок начинает чувствовать себя слабым, недостойным, неполноценным.

— «ВЗРОСЛАЯ» ТРЕВОГА

Ещё, у ребенка могут быть не «детские» тревоги и страхи, а «взрослые». Ваши. Дети очень чутко реагируют на эмоциональные состояния родителей и копируют их. Если вы сами тревожны или чего-то боитесь (собак, вздрагиваете от звука телефона, предстоящего события и пр.), то и ребенок будет относиться к этим явлениям с беспокойством.

Стоит отметить, что единой точки зрения на причины появления тревожности в настоящее время нет. Но одной из причин ученые считают нарушение детско-родительских отношений. Так что нам, взрослым, есть о чем подумать.

Чтобы помочь ребенку справится с излишним беспокойством, нужно знать, чего делать нельзя, а что можно и нужно.

ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ:

— высмеивать его страхи и сомнения (даже в шутку). Ваш ребенок должен быть уверен, что вы серьезно воспринимаете его поводы для волнения: вы рядом, готовы выслушать и поддержать;

— сравнивать тревожного ребенка с другими детьми не в его пользу.

Важный момент: нельзя справиться с повышенной тревогой ребенка силовыми методами. Такой подход приведет к обратному результату: усилит дискомфорт, увеличит степень тревожности, и может негативно повлиять на доверие в ваших отношениях.

КАК МОЖНО ПОМОЧЬ?

Как снизить тревожность у ребенка? Во-первых, чаще разговаривайте с ребенком. Спрашивайте что его беспокоит, почему он волнуется; помогайте озвучивать его эмоции. Если что-то не получилось – акцентируйте внимание не на неудаче, а на том, что «в следующий раз получится» или «чему он научился». Можно поделиться опытом: «я раньше тоже боялся того-то и того-то», «переживал из-за…», а потом «справился», «понял, что…».

Физический контакт со значимым взрослым (объятия, поцелуи, поглаживания) дает ощущение защиты и спокойствия. Ребенок должен чувствовать поддержку и защиту взрослого, приятие и любовь.

Во-вторых, тревожному ребенку стоит заранее сообщать о грядущих масштабных событиях, чтобы он был готов к восприятию.

В-третьих, справиться с повышенной тревожностью у ребенка помогут игры и совместное творчество. Можно сочинять истории или рисовать их, проигрывать волнующие ребенка ситуации. Это поможет психике ребенка «переработать» информацию.

В-четвертых, неуверенного в себе, тревожного малыша нужно постепенно учить ставить цели и добиваться их, принимать самостоятельные решения.  Обязательно хвалить (о том как правильно хвалить можно почитать здесь), даже за маленькие успехи, поощрять. Настраивать на позитивную волну, внушать веру в себя и свои возможности.

Важный момент: нужно обеспечить ребенку ощущение его успешности. Перед уверенным в себе человеком отступают все страхи и тревоги.

И, наконец, взрослому нужно попытаться поддерживать собственное спокойствие и равновесие, чтобы ребенку было с кого брать пример.

Автор:


Елизавета Донцова

педагог, методист, логопед

Около 10-ти лет работала в социально-педагогическом центре по работе с детьми, молодежью и семьей.


Mamsy

Читайте также


Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о

Подпишись,чтобы быть в курсе новых статей

X