Как обрести осознанность и научить этому ребенка?

Как развивать осознанность у детей?

821

Этот термин часто встречается в современной литературе и на просторах интернета. Осознанность. Как обрести и развивать ее в ребенке? Что это такое? Для чего нужно развивать этот навык в детях? Как? Насколько это сложно? Поразмышляем об этом вместе.

ЧТО ТАКОЕ ОСОЗНАННОСТЬ И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА

Это слово вызывает ассоциации с духовными практиками, которые кажутся далекими от реалий. А само понятие сложным и не совсем подходящим для современной «быстрой» жизни. Да! Мы живем в постоянной спешке, круговерти событий разного рода и масштаба. Беспокоимся о будущем, сожалеем о прошлом, забывая, что наша жизнь идет именно сейчас. Несмотря на постоянную занятость, большинство из нас «выключены» из жизни.  А осознанность – это про безоценочное присутствие в настоящем моменте, в процессах жизни и их осознание. Как это?

Многие взрослые признаются, что в какой-то момент жизни «проснулись» и поняли, что жили не свою жизнь. Выполняли программу, заложенную в воспитании и воплощали ожидания своих близких, но не свои. После «пробуждения» им потребовалось время, чтобы понять «кто я», «что мне нравится» и как теперь «жить свою жизнь». Получается, что много лет человек жил не осознанно, не отдавая полного отчета своим действиям и поступкам. Не понимал целей и мотивов, направления движения и возможностей. Такими людьми легко манипулировать: навязывать цели, ложные убеждения, чужие сценарии, нормы восприятия по чужим шаблонам.

Например, в фильме «Сбежавшая невеста», главная героиня, которую играла Джулия Робертс, даже не знала, какую яичницу она предпочитает, принимая за «любимое» блюдо выбор очередного жениха.  Позже, в процессе осознания себя и своей жизни, она выяснила, какое блюдо действительно любит.

Пример простой, но ярко иллюстрирует вышесказанное. Чтобы не повторять историю героини фильма, учиться осознанной жизни лучше с детства.

ДЛЯ ЧЕГО РАЗВИВАТЬ ОСОЗНАННОСТЬ В ДЕТЯХ

Человек, живущий осознанно, способен видеть окружающий мир и себя в нем такими, какими они есть в действительности. В процессе воспитания именно этому и нужно пытаться научить, а не «загнать в рамки», ограничить, научить шаблонам поведения и действий.

Дети до определенного возраста искренне интересуются миром, не беспокоятся о «правильности» своих эмоций, которые открыто выражают, и о реакции окружающих на эти эмоции. Взрослые же навязывают им свои стереотипы поведения, мыслей, суждений и т.п. И перегибы в этом плане «убивают» детские порывы, превращая детей в таких же «спящих» взрослых.

Часто ли вы в детстве слышали фразы: «так не делают», «так не принято», «тебя не так поймут», «сиди тихо» и т.д. Говорите ли вы подобное своим детям? Чтобы маленький человек вырос не послушным солдатом, а умел «думать своей головой», нужно помочь ему научиться слышать себя и справляться с жизнью.

Для этого существуют различные упражнения и практики: как сосредотачиваться, справляться со стрессовыми ситуациями, управлять эмоциями, делать выбор и пр. В школьном возрасте, дети, владеющие подобными практиками, показывают хорошую успеваемость и способность выстраивать межличностные отношения в коллективе (умеют включаться в процесс обучения, сохранять спокойствие, выходить из конфликтов). Внимание направленное внутрь себя имеет много преимуществ.

Как этого достичь?

ПРАКТИКА ОСОЗНАННОСТИ С ДЕТЬМИ: УПРАЖНЕНИЯ И СПОСОБЫ

Все предложенные «занятия» органично впишутся в повседневную жизнь и специального времени для них выделять не нужно.

Звуки вокруг.

Попросить ребенка прислушаться и перечислить все звуки, которые он слышит. (Например, на прогулке или в новом месте). При прослушивании музыки разных жанров, спросить, почему песня грустная (веселая), чтобы ребенок попытался описать свои ощущения, обратив внимание на темп, голос, тембр, инструменты, общее звучание. Аналогично можно поступить и с тишиной. Послушать её и сказать, что он слышит кроме тишины? (дыхание, стук сердца, муху, скрип пола)

Аромат.

Упражнение аналогично предыдущему. Предложите понюхать и описать аромат: свои ощущения, ассоциации. Предложите выбрать любимый, который повышает настроение или успокаивает (цитруса, приправы, цветка и пр.).

Кроме запаха так же можно поиграть в «Чудесный мешочек», когда ребенок с закрытыми глазами вытаскивает предмет и пробует описать его словами. Вы сами можете активно поучаствовать в игре, а потом обменяться предметами, поделиться ощущениями.

Расслабление.

Выполнять его лучше лежа на полу. Попросите ребенка закрыть глаза и напрячь все мышцы тела (втянули живот, сжали пальцы и ступни, плечи вверх к шее) и несколько секунд максимально держать их в напряжении. А потом полностью расслабиться. Так же можно попытаться изобразить разные эмоции и состояния с помощью позы. Как стоит сильный человек? Супергерой? Как лежит лев после обеда?

О чувствах.

Попробуйте поговорить о чувствах. Какие чувства испытывает ребенок? Как их можно описать? В какой части тела ощущается то или иное чувство? Обсудить «любимые» и «нелюбимые» чувства, что ребенку нравится и не нравится. Почему?

«Благодарю».

Расскажите ребенку, кому и за что вы сегодня благодарны.  Спросите, кого он сам может поблагодарить, за какие моменты, события или эмоции. Такую практику можно сделать семейным ритуалом.

Уголок радости.

Психологи советуют сделать вместе с детьми доску или отвести место, куда можно наклеивать семейные фото, воспоминания, картинки, которые радуют глаз. Чтобы каждый раз глядя на них дети переживали заново моменты, вызывающие радость.

Каждое из предложенных заданий влияет на чувствительность восприятия, помогает сосредоточиться на своих ощущениях, сформулировать их, слышать себя, научиться способам самопомощи и т.д. В процессе подобных практик ребенок усваивает, что имеет право на собственные чувства и эмоции, их уважают, принимают. Это становится нормой взаимоотношений с собой и другими людьми.

БЫТЬ В МОМЕНТЕ

Что это значит? Вспомните, давно ли вы сами чувствовали жизнь? Не ели на бегу, а получили удовольствие от вкуса любимого кекса? Помните ли вы, какое небо было сегодня утром, когда вы спешили на работу? Что вас от души порадовало вчера или сегодня? Такие мелочи, на первый взгляд, на которые мы редко обращаем внимание, и составляют нашу жизнь.

Научиться жить осознанно дети могут на примере родителей, которые сами живут подобным образом. Перед тем как предложить вышеописанные упражнения ребенку, попробуйте выполнить их сами. Результаты вас могут удивить.

Mamsy

Читайте также


Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о

Подпишись,чтобы быть в курсе новых статей

X