Развивающие игры для детей 1 года

«Мама, поиграем?» Во что и как играть с ребёнком от рождения до 1 года

161

Игра – важнейшая часть жизни ребёнка. Именно через неё малыши познают мир вещей, людей и отношений. В игре тренируются навыки движения и умение мыслить, сила воли и целеустремлённость. Однако чудодейственный эффект проявляется только в том случае, если занятия с ребёнком соответствуют его возможностям. Слишком простая игра вызовет скуку и быстро надоест, а слишком сложная – заставит почувствовать себя неуверенно и посеет сомнения в собственных силах. Как сделать для своего малыша оптимальный выбор?

Прежде всего, стоит ориентироваться на возраст ребёнка. Разные периоды развития требуют разных видов игр. Меняется не только уровень сложности, но и психологический смысл, формат взаимодействия со взрослыми или сверстниками и т.д. При этом каждый этап игрового развития для малыша невероятно важен: все они – «кирпичики», составляющие фундамент его будущей личности.

Довольно широко распространено убеждение, что малыши начинают играть только после года. В самом деле, действия, похожие на привычную взрослым модель игры: собрать пирамидку или построить башню из кубиков – дети осваивают в период с 9 до 15 месяцев. Значит ли это, что младенцы в 1, 3 или 5 месяцев не умеют играть? Конечно же, нет! Просто их игры довольно сильно отличаются от игр более взрослых детей.

Игры с новорожденными

Первым объектом для игр ребёнка становится его собственное тело. Малыш удивлённо разглядывает собственные ноги, ощупывает уши, тянет в рот кулачки и т.д. Сначала эти действия происходят случайно, но со временем в них появляется подобие системы. Младенец раз за разом старается воспроизвести то или иное движение, настойчиво продолжая попытки в случае неудачи.

Мир предметов тоже не остаётся без внимания. Погремушки, крутящиеся мобили, собственные носки или папина борода – ничто не ускользает сперва от внимательного взгляда, а потом и от цепких пальчиков. Главная цель игры в первые месяцы жизни ребёнка – получение разнообразных ощущений. Малыш знакомится с миром звуков, цветов, прикосновений и запахов. Младенец прислушивается к звону погремушки и к стуку мяча, ударяющегося об пол. Наблюдает, как вращаются колёса машинки и как загорается лампочка в люстре. Хохочет от ощущения «полёта» на маминых руках и сосредоточенно трогает шерстяную шапку. Приятные ощущения запоминаются, и ребёнок старается вызвать их вновь, тряся погремушку или требуя вновь включать и выключать свет в комнате.

Во втором полугодии постепенно появляется интерес к свойствам предметов. Фокус внимания смещается с вопроса «что я почувствую?» на вопрос «как это устроено?». Малыш открывает для себя, что вещи, исчезающие из его поля зрения, никуда не пропадают. Более того, они всегда остаются такими же, какими были раньше! Жёлтый утёнок всегда будет крякать, если на него нажать, а неваляшка снова и снова подскакивает, как ни пытайся уложить её на бок… Это открытие рождает новый вид игр, направленных на изучение объектов окружающего мира. Вместе с тем, оно стимулирует ребёнка к освоению новых навыков: ползания, ходьбы вдоль опоры и т.д. Постепенно обретая свободу передвижения, малыш находит всё новые и новые вещи и исследует их свойства: сперва неуклюже, но затем всё более аккуратно и уверенно.

Как можно играть с ребёнком до полугода?

В возрасте от 0 до 6 месяцев игры должны давать ребёнку возможность получить разнообразные ощущения. При этом важно, с одной стороны, охватывать по возможности разные сферы чувствительности: зрение, слух, осязание, вестибулярную чувствительность, обоняние, – а с другой, не перегружать малыша чрезмерным потоком впечатлений. Для этого можно использовать:

— песенки и потешки, развивающие чувство ритма и восприятие речи;

— массажные игры, разнообразные похлопывания и поглаживания малыша для развития кожной и мышечной чувствительности;

— разнообразные раскачивания – на руках или гимнастическом мяче, – стимулирующие вестибулярный аппарат;

— игру в «ку-ку», в которой за ладошками или под тканью (платком, одеялом) можно прятать лицо мамы или малыша, игрушки, ножки, ручки и т.д. – для стимулирования познавательной активности;

— простые пальчиковые игры, развивающие чувствительность ладоней малыша;

— простые музыкальные инструменты (маракасы, ксилофон, дудочку) для обогащения слуховых впечатлений;

— «созерцательные» игры – наблюдение за движущейся «каруселью», лава-лампой, миганием гирлянды, растворением краски в воде и т.д., помогающие сосредоточиться на зрительных ощущениях;

— черно-белые, а с 3 и более месяцев – цветные крупные картинки с одним объектом – для рассматривания и соотношения рисунков с их названиями;

…и многие другие игры в том же ключе – можно не бояться включать фантазию!

Как можно играть с малышом от 6 до 12 месяцев?

Уже с полугода фокус внимания ребёнка постепенно смещается с мира ощущений на мир предметов. Происходит это плавно: например, играя с коробочкой, младенец случайно обнаруживает, что она открывается при нажатии на пружину. Сперва ему нравится  ощущение щелчка при открытии, потом становится интересна связь между пружиной и крышкой, и он раз за разом повторяет это действие.

Взрослые могут и сами показывать младенцу примеры выполнения действий с игрушками и бытовыми предметами. Для этого сперва нужно продемонстрировать его самому. Например, нажать на резиновую игрушку, чтобы она запищала, встряхнуть погремушку и т.д. Затем то же действие можно проделать уже «рукой» малыша, после чего предложить ребёнку повторить его самому. Таким образом можно знакомить младенца с окружающим миром и заодно понемногу развивать у него навык самостоятельной игры. Кроме того, полезными могут оказаться:

— игры с коробочками и ящиками, в которые можно складывать однотипные предметы (крупные пуговицы, крышки и т.д.) – для развития мелкой моторики;

— строительство укрытий и шалашей из подушек и одеял, развивающие представление о границах пространства и собственного тела;

— игры с водой в ванной: всевозможные переливания, брызгания, запуск плавающих игрушек и т.п. – для исследования свойств жидкости, а также для расслабления тела в воде;

— вкладывающиеся друг в друга предметы: кастрюли, стаканчики, формочки и т.п., – позволяющие изучать понятия размеров и формы;

— шкатулки с «сокровищами», куда можно складывать не очень нужные взрослым, но интересные младенцу вещи: старый кошелёк, пустую пудреницу с зеркальцем, часы без батареек и т.д. – для знакомства с многообразием окружающего нас мира;

…и любые другие безопасные игры с предметами, которые придут в голову родителям.

Какие игрушки выбрать для младенца?

Все игрушки для малыша в возрасте до одного года должны быть, в первую очередь, физически безопасными. Это значит, что от них ничего нельзя оторвать, откусить, а никакие их части нельзя случайно вдохнуть или проглотить. Даже если на игрушке стоит маркировка «0+» или «детям от 6 месяцев» – перед тем, как дать её в руки младенцу, взрослым нужно проверить, достаточно ли она прочна, не ломается ли при небольшом усилии, не может ли оцарапать нежную кожу, и т.д. Те же правила распространяются на любые вещи, которые оказываются в доступе маленького ребёнка.

Во вторую очередь, игрушки для младенцев должны быть гигиеничными. Перед первым использованием все пластиковые, силиконовые и деревянные элементы лучше промыть с мылом, тканевые – постирать с детским порошком. Если на мягкой игрушке указано, что её нельзя стирать в машинке – скорее всего, давать её ребёнку в возрасте до 12 месяцев ещё рано.

В «базовый» набор первых игрушек малыша обычно включают:

— несколько погремушек разных цветов;

— два-три прорезывателя («грызунка») для зубов;

— подвесные игрушки в автокресло или коляску;

— средних размеров мяч;

— неваляшка;

— мягкие или лёгкие пластиковые кубики;

— набор игрушек для ванной;

— набор вкладывающихся один в другой стаканчиков.

Кроме того, многие родители дополняют этот список более крупными вещами:

— подвесным мобилем-«каруселью»;

— развивающими ковриками с подвешенными на специальных дугах игрушками;

— игрушками, воспроизводящими разные мелодии при нажатии на кнопку.

Большой необходимости для развития младенца в них, в общем-то, нет, но они способны увлечь малыша на 10-15 минут и этим дать маме или папе короткий отдых.

Практика показывает, что, как бы много специально купленных игрушек ни было у малыша, наибольший интерес всё равно вызывают обыденные бытовые вещи. Кто-то не расстаётся с кухонной лопаткой, а кто-то радостно хохочет при виде шуршащих бумажных пакетов… Стоит ли ограничивать ребёнка фабричными игрушками, когда для него весь мир – одна большая развивающая площадка?

И, конечно, важно помнить о том, что игра может доставлять радость не только ребёнку, но и взрослым! Удовольствие, с которым мы обнимаемся с малышом, поём ему песни или просто дурачимся вместе, дарит нам бесценные эмоции, а нашим детям – уверенность, что их любят. Может быть, в этом и есть рецепт семейного счастья?..

Автор:


Наталья Ульянова

Педагог-психолог, игротерапевт

Преподаватель кафедры Академии психологии и педагогики ЮФУ, автор более 30 научно-исследовательских работ


Mamsy

Читайте также


Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о

Подпишись,чтобы быть в курсе новых статей

X