"Не хочу учиться!" - Как мотивировать ребенка к учебе? | Психология материнства

«Не хочу учиться!» — Как мотивировать ребенка к учебе?

244

Школа – непростой этап, как в жизни ребенка, так и родителей: приходится искать выход из сложных ситуаций, преодолевать разного рода трудности. Что делать, если однажды, вернувшись из школы, любимое чадо заявляет: «Учиться не хочу и не буду!»

ЭМОЦИИ В СТОРОНУ

Первое, что хочется сделать, это возмутиться: «Как это не хочешь?!» Такие эмоции понятны и объяснимы, но – попробуем отодвинуть их в сторону. Чтобы разобраться в причинах и найти решение, голова должна быть спокойной и холодной.

Прежде чем ругать и давить авторитетом, вспомните ваши «чудесные годы»: с каким чувством вы сами шли в школу, о каких предметах и учителях у вас остались приятные воспоминания? Все ли уроки казались вам одинаково интересными? Только честно!

Почему пропадает желание учиться? Что за ним стоит?

ПРИЧИНЫ «НЕ ХОЧУ»

— Банальная скука. Школа — это монотонность и рутина. Также, интерес к учебе может пропасть, если материал непонятен или, наоборот, давно известен.

— «Не умею — не могу». Возможно, некоторые предметы даются тяжело. И «не хочу учиться» равняется «завтра математика».

— Режим. Смена режима и новые правила – большой стресс. Ещё вчера ты играл и бегал, а сегодня требуется спокойно сидеть за партой, внимательно слушать, отвечать у доски и аккуратно выполнять домашние задания.

— Комплексы, страхи, конфликты. В стенах школы ребёнок может испытывать негативные эмоции: конфликты с одноклассниками, неприязнь к учителю, боязнь отвечать публично, комплексы по поводу своей внешности и пр.

— Нагрузка. В современных школах она достаточно высокая, плюс – дополнительные занятия. Чрезмерное напряжение вызывает усталость, раздражение, апатию, отказ от учебы. Завышенные требования от родителей («Только попробуй тройку получи!») тоже оказывают колоссальное влияние. А страх наказания (за плохую отметку или поведение) невротизирует и не позволяет вникать в материал.

«Если я получу плохую отметку, учительница будет недовольна, Таня посмеется, а родители накажут»

Во время подросткового кризиса нежелание учиться может выражаться прогулами, бунтарством и протестами.

Итак, если ваш ребенок пришел к вам с подобным заявлением, первое, что нужно сделать – наладить диалог.

ДИАЛОГ

Для мирного продуктивного диалога — признайте чувства ребенка вслух. Дайте понять, что вы – рядом, а не по разные стороны баррикад. А потом пробуйте обсудить сложившуюся ситуацию и вместе решить, что предпринять.

Принуждение и наказание тоже могут принести результат, но приведут к разладу в отношениях и краху доверия. К подростковому возрасту силовые методы станут не результативны. Поэтому: учимся вести диалог и пытаемся найти компромиссы.

Исходя из причин – принимаем меры: пересматриваем режим, снижаем нагрузку, предлагаем помощь и т.д. И – мотивируем!

КАК МОТИВИРОВАТЬ?

Разговаривать и объяснять.

— О смысле обучения. Для детей не очевидна связь между учебой и работой, потому что это слишком далекая цель. Расскажите на своем примере, как вам помогла учеба при выборе профессии, воплощении мечты или хобби. Например, мама, как и мечтала, стала архитектором. Она изучала язык, математику и историю, ей пришлось приложить немало усилий.

— Об оценках. Доступно объясните ребенку, что низкие отметки не говорят о том, что он теперь «плохой» и его перестали любить, а лишь о том, что нужно лучше готовиться. Неудача – это неприятно, обидно, но – это не конец света. Нужно попытаться ещё. Важно научить учиться, а не «накопить багаж» знаний.

— О ситуации успеха и способностях. Ситуация успеха нужна для того, чтобы в процессе ребенок ощутил свою значимость, свои способности, испытал положительные эмоции, веру в себя для непростых дел и предметов. Прочувствовал, что заниматься любимым делом – здорово, что он — многое может. Испытать подобные чувства он, вполне вероятно, захочет и при изучении школьных дисциплин. Попробуйте найти такое занятие. Жизнь – это не только уроки.

Стимулы и способы в каждом конкретном случае индивидуальны. Возможно, ребенок вдохновится любимым героем, или сам станет учителем для своих игрушек. Дети-спортсмены легко поймут аналогию трудного предмета и рекорда, урока и тренировки.  Кого-то простимулирует долгожданная поездка, для которой необходимо изучать язык, или похвала от значимого взрослого. 

Иногда ситуации бывают очень сложные. В таком случае, стоит проконсультироваться с хорошим психологом  и, возможно, рассмотреть варианты альтернативного обучения.

Если вам приходилось быть в подобной ситуации, поделитесь в комментариях, как вы нашли выход? Какие способы применяли для мотивации?

Автор:


Елизавета Донцова

педагог, методист, логопед

Около 10-ти лет работала в социально-педагогическом центре по работе с детьми, молодежью и семьей.


Mamsy

Читайте также


Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о

Подпишись,чтобы быть в курсе новых статей

X