Сила слова: как поддержать и мотивировать ребенка?

Сила слова: как поддержать и мотивировать ребенка?

374

О том, что «ласковое слово и кошке приятно», знает каждый.  Но, согласитесь, в повседневной жизни мы не так часто их говорим, эти слова. А слышать их не только приятно, но полезно: они дарят веру в себя, мотивируют  к новым достижениям. Например, одна простая фраза «У тебя получится!» имеет большую силу слова.

Как работает «слово» мне удалось проверить на практике в самом начале своей профессиональной деятельности. Мне, молодому специалисту, была поставлена задача: организовать музыкальную студию для детей. Место свободы, музыки и творчества, в которое мог прийти любой ребенок.  Я уже успела помечтать какие номера буду ставить, где выступать, подумывала о сказке-мюзикле…  да, я была полна энтузиазма и наивной неопытности. И на этом пути меня ждали неожиданные открытия, непредвиденные трудности и разного рода сюрпризы.

ТРУДНОСТИ «ПОЛЁТА»

Когда студия открыла свои двери для желающих, а их было немало, стало ясно, что самое трудное только начинается. Первые занятия шли тяжело. И не потому, что дети были неспособные или неуправляемые, как раз наоборот. А потому что они боялись. Чего? Боялись сделать ошибку, ответить неправильно, выразить вслух свою мысль, вести диалог со взрослым. Напряжение и зажатость были заметны невооруженным глазом. Причем, такое явление было как в младшей группе, так и в старшей. Пытаясь вызвать их на диалог и активное взаимодействие, я только на голове не стояла. Это, конечно,  шутка.

Позже я поняла, что они (дети) пришли на «занятия», где педагог вещает, а потом каждый получает оценку за выполненное задание. К другому подходу они были не готовы, хотя каждый из них пришел, потому что «интересно» и «хочется». Но студия  задумывалась как свободное пространство, место для со-творчества, свободы и проявления себя, изучения собственных возможностей. Это полёт. А с сидящими по стойке «смирно», согласитесь,  трудно «летать».

Мне нужно было искать решение, выход из сложившейся ситуации. Нужно было «раскрыть» детей и помочь им стать свободнее, увереннее в себе. Что я сделала?

ШАГИ НАВСТРЕЧУ

Во-первых, я начала с ними открыто говорить с позиции равного. Проговаривала, что я не ставлю оценок — ни устно, ни в дневник. Что мы вместе занимаемся любимым делом; спрашивала их мнение по разным вопросам. Мы беседовали на тему «Почему каждый из них пришел сюда» (кто-то пожелал стать артистом, кто-то пришел воплотить мечту, найти новых друзей и пр.). Выяснили, что каждый пришел добровольно, а раз так, то почему бы не стать смелее и  начать делать то, ради чего он сюда пришел? Вот этот факт, о «добровольности», помню, очень удивил ребят и стал  для них открытием.

Во-вторых, мне пришлось приложить немало усилий, чтобы дети справились со страхом ошибаться. Этот страх был почти в каждом ребенке, причем, как у восьмилеток, так и в подростковой группе. После первой (пробной и не всегда удачной) попытки выполнения упражнения, дети волновались, краснели, вжимались в стулья, «закрывались». Кто-то в полголоса комментировал себе под нос: «У меня никогда не получается!» или «Опять не получилось». Акцент был именно на неудаче, которая воспринималась как катастрофа. Нужно было донести, что ошибаться – это нормально. И сместить акцент с «катастрофы» на то, что получилось «хорошо».

АКЦЕНТ НА ХОРОШЕМ

Каждый человек чему-то учится, и большой, и маленький. И каждый —  не застрахован от ошибок. На занятиях я периодически (специально) ошибалась. Девчонки это замечали и переглядывались. Я, между прочим, комментировала это «событие» вслух: «Трудное место: у меня пока не каждый раз получается, нужно еще репетировать. А вот начало, по-моему, вышло хорошо». Так был «внедрен» новый способ реакции на свои «ошибки» и «провалы». Катастрофы не случилось, выводы сделаны, можно идти дальше.

В-третьих, я начала их хвалить. Хвалить и замечать хорошее (о том как правильно хвалить написано здесь). Получилось упражнение – сказала,
«зазвучала» нота  или трудное место — озвучила, ребенок проявил инициативу, предложил идею – аналогично. Адресно, искренне, за «дело». Именно акцент на хорошем  поддерживает желание действовать и верить в себя. В небольших группах такой подход осуществим,  проще проследить динамику, построить работу так, чтобы каждый «рос» в своем темпе.

Может возникнуть вопрос: а за что хвалить, если хвалить не за что? За старание и упорство, за то, что не боится пробовать еще, не сдается. Если из пяти нот, например,  получилась всего одна – похвалить именно за эту ноту. Ведь еще вчера и она была недосягаема. В конце концов, можно подбодрить и настроить на успех: «Ты – смог! Ты – можешь! У тебя получается!»

А ещё, я в них верила. Хвалила, подбадривала, поддерживала и снова верила.

Набила себе шишек. Набралась опыта. Поняла, что шла в правильном направлении.

СИЛА СЛОВА

Результат стал заметен, конечно, не сразу. Некоторые дети решились «выйти из скорлупы»  через пару месяцев, кому-то понадобилось гораздо больше времени. Но! Как-то на очередной репетиции я заметила, что дети сами, без драмы, «озвучивают» свои  недочеты, и тут же, вслух, самим себе объясняют, почему это произошло. Чуть позже они начали проговаривать, что у них получилось.  Дело, медленно, но сдвинулось с мертвой точки!

На следующий год уже не я, а сами девочки, подбадривали новеньких: «Попробуй! У тебя получится!». Они начали предлагать репертуар, номера, с радостью бежали на репетиции, смело задавали вопросы, которые их волнуют. За год они заметно изменились.  И сказку-мюзикл, как я мечтала, мы все-таки поставили.

«Простое» слово имеет большую силу. Им можно обидеть, а можно подарить веру в себя. Любой человек, хоть маленький, хоть  большой, может свернуть горы, если его поддерживать. В этом мне удалось убедиться на практике. И ещё, представьте, если бы каждый из нас, с детства, слышал эту фразу: «Я в тебя верю! У тебя получится!» Сколько бы талантов мы в себе открыли?! Чего бы смогли достичь? Сколько желаний воплотить в жизнь?

Автор:


Елизавета Донцова

педагог, методист, логопед

Около 10-ти лет работала в социально-педагогическом центре по работе с детьми, молодежью и семьей.


Mamsy

Читайте также


Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о

Подпишись,чтобы быть в курсе новых статей

X