Раннее развитие детей – хорошо это или плохо? Читайте в статье

Раннее развитие – хорошо это или плохо?

420

У Вас есть ребенок? Значит, Вы наверняка слышали про необходимость заниматься его ранним развитием. «После трех уже поздно!» – кричат с обложек заголовки книг. «Я занимаюсь с сыном по специальным таблицам с самого рождения!» – вторят им популярные «инстамамы». «Не упустите время, приводите к нам малышей с трех месяцев!» – вкрадчиво завлекают курсы разнообразных занятий. Раннее развитие стало не просто модным трендом, а практически обязательным признаком «хорошей матери».

Но… нужно ли оно на самом деле детям? Давайте разбираться.

Термин «раннее развитие» широко распространился после знакомства западных психологов с книгой японского предпринимателя Масару Ибуки «Kindergarten is Too Late». Под ним, как правило, понимается интенсивное формирование интеллектуальных навыков ребенка с опережением его возрастной нормы. Так, известные методики раннего развития – карточки Домана, кубики Зайцева, азбука Никитиных – направлены на обучение маленьких детей чтению, счету, пространственному мышлению и т.д.

ПОЧЕМУ РАННЕЕ РАЗВИТИЕ СТАЛО ТАКИМ ПОПУЛЯРНЫМ?

Популярность методик раннего развития набрала обороты вовсе не просто так. Родители маленьких детей оказались удачной целевой аудиторией для рекламы «развивающих» игрушек и занятий. С телевизионных экранов и журнальных страниц полились многочисленные сообщения о том, что учёные будто бы настоятельно рекомендуют развивать у малышей навыки письма, чтения и вычисления логарифмов буквально с пеленок. Разумеется, пособия для формирования этих навыков можно сделать дома самим. Но гораздо быстрее и проще купить уже готовые, реклама которых удачно разместилась на соседней странице или в следующем ролике.

Вторым фактором, способствующим распространению идеи раннего развития, стал активно насаждаемый в обществе культ личной успешности. Постоянная гонка за достижениями быстро перенеслась из профессионально-деловой среды в другие сферы жизни, в том числе родительство. Стремление к «идеальному материнству» часто сочетается с убеждением, что «хорошая мама» должна много и долго заниматься с ребенком по самым передовым методикам раннего развития. А если не справляется сама – поручить это тщательно выбранным профессионалам.

В ЧЕМ ПРОБЛЕМА РАННЕГО?

Дело в том, что физическое и психическое развитие ребенка подчиняется собственным законам. Знаменитый советский психолог Л.С. Выготский, первым в нашей стране исследовавший проблему психологического развития ребенка, писал:

«Обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития. Этот период называют <…> сензитивным периодом. Сензитивные периоды совпадают вполне с тем, что мы назвали оптимальными сроками обучения» .

Развитие интеллектуальных навыков в возрасте, не являющимся сензитивным для них, в лучшем случае окажется напрасной тратой сил и времени. На этот счет у психологов есть хорошая метафора: «Бесполезно тянуть росток вверх в надежде собрать урожай пораньше – нужно просто подождать, пока он созреет». В худшем случае, раннее обучение может привести к дисгармоничному формированию личности, когда бурное развитие в одной области приводит к отставанию в остальных. Эта ситуация отлично проиллюстрирована в сериале «Детство Шелдона». Его главный герой отличается невероятной интеллектуальной одаренностью и вместе с тем – явной незрелостью эмоционально-волевой сферы.

КАК УЗНАТЬ, КОГДА ПОРА РАЗВИВАТЬ ТОТ ИЛИ ИНОЙ НАВЫК?

Есть очень простой индикатор, показывающий, что малыш «созрел» для изучения тех или иных сфер жизни – это его собственный интерес к ним. Если ребенок настойчиво тянется к карандашам и фломастерам и пытается «расписать» обои в квартире – мы можем предложить ему рисовать на специально наклеенном на стену ватмане. Тащит маму за руку к книжной полке и сосредоточенно вглядывается в слова? Возможно, пора познакомить его с азбукой. При этом не устраивать специальных «уроков», а между делом называть буквы, встречающиеся не только в книгах, но и, например, на уличных вывесках, и т.д.

В таком подходе состоит альтернативное понимание термина «раннее развитие»: помощь в освоении мира в темпе, комфортном самому ребёнку. Таким образом мы мягко и ненавязчиво подталкиваем малыша к изучению мира, следуя за его интересами. Задача взрослого в этом случае – создать удобную и вместе с тем богатую для изучения среду, в которой будет достаточно разнообразных стимулов для будущего обучения. Важно, чтобы ребенок мог сам выбирать, чем и когда ему заниматься. Для этого разные материалы и занятия должны быть, с одной стороны, доступны ему физически, с другой – безопасны при самостоятельном использовании. Роль родителей при этом – быть не направляющим «учителем», а бережным «проводником» в такой интересный и разнообразный мир.

НУЖНО ЛИ РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ?

Раннее развитие будет полезно только в том случае, если:

— Вы готовы принимать индивидуальные особенности, увлечения и темпы развития  малыша.
— Вы вдумчиво и критично относитесь к выбору предлагаемых методик раннего развития. Не пытаетесь загнать ребенка в жесткие рамки, чтобы соблюсти все требования выбранной Вами методики.
— Вы не пытаетесь опережать возрастные нормы и учитываете сензитивные периоды развития психических функций.
— Вы ведете ребенка к достижению его собственных целей. Даже если они не всегда совпадают с намеченными Вами.
— Вы отдаете ребенку ведущую роль в определении направления его развития. Вы готовы помогать ему с интересом осваивать мир.

Следует особо оговориться: все сказанное справедливо только в тех случаях, когда ребенок «нейротипичен», т.е. развивается в рамках возрастной нормы. Если Вы подозреваете задержку развития в той или иной сфере – лучше проконсультироваться с профильными специалистами: дефектологом, логопедом, неврологом. Они проведут диагностику и подскажут, какие занятия нужны в Вашем случае. В такой ситуации речь будет идти уже о коррекционно-развивающих занятиях. Их стараются начинать как можно раньше, чтобы помочь психике малыша «включить» компенсаторные возможности.

Каждый родитель, конечно, хочет, чтобы его действия в конечном итоге шли на пользу ребенку. Есть хорошая новость! В вопросах раннего развития детей можно поставить знак равенства между пользой и удовольствием. Наполняйте дни радостными, интересными событиями, наблюдайте за увлечениями малыша и отмечайте его успехи. Такой подход к развитию, несомненно, будет наилучшим для любого ребёнка!

Автор:


Наталья Ульянова

Педагог-психолог, игротерапевт

Преподаватель кафедры Академии психологии и педагогики ЮФУ, автор более 30 научно-исследовательских работ


Mamsy

Читайте также


Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о

Подпишись,чтобы быть в курсе новых статей

X