Развитие ребенка по месяцам с рождения до 1 года

Развитие ребенка по месяцам с рождения до 1 года: психологические особенности

463

В семье рождается малыш, и молодые родители с удовольствием отмечают всё новые и новые успехи в его развитии. Совсем недавно он хаотично сучил ручками и ножками. И вот уже легко хватает игрушку, чтобы немедленно сунуть её в рот. Ещё вчера умел только плакать и кряхтеть. А сегодня отвечает на мамин голос радостным воркованием. Однако и поводов для тревог хватает… Мама и папа нередко переживают — правильно ли развивается их ребёнок? Нет ли задержки, отставания, какого-то нарушения? Почему сын знакомых уже умеет ползать, а наш только-только начал сидеть? Дочь маминой подруги в этом возрасте уже стихи рассказывала, а наша только и умеет сказать: «баба» и «ав-ав»…  Для того чтобы избежать излишнего беспокойства предлагаем вам ознакомится с психологическими особенностями развития ребенка по месяцам с рождения до 1 года.

Период от рождения до года включает в себя два этапа: новорожденность и младенчество. Это очень важный период для всей будущей жизни. Именно в это время закладываются базовые качества личности, выстраиваются отношения с самыми близкими людьми и с миром в целом.

Новорождённость

В официальной медицине новорождённым принято считать ребёнка в первые 28 дней с момента его рождения. С психологической точки зрения, это время проживания первого кризиса – кризиса рождения. Основная задача малыша – адаптироваться к новым для него условиям внешней среды, приспособиться к жизни вне материнского тела. В этом ему помогает целый ряд врождённых, или безусловных, рефлексов: сосательный, поисковый, хватательный и др., – большая часть которых со временем угасает.

Основную часть времени ребёнок проводит во сне. Периоды бодрствования в первые дни жизни не превышают 30 минут. К концу месяца увеличиваются до одного часа. Однако сон этот чаще всего неглубокий, прерывистый и больше напоминающий состояние дремоты у взрослых. Новорождённые могут спать прямо во время кормления, а иногда даже с приоткрытыми глазами.

Развитие новорожденного в первые дни жизни заключается в своеобразной «сонастройке» перцептивных и моторных реакций, т.е. восприятия и движения. Для того, чтобы изучать окружающий мир, необходима слаженная работа мышц, позволяющая фокусировать взгляд, трогать и ощупывать предметы, отыскивать источник звука и т.п. Уже к месяцу можно наблюдать первые успехи малыша: скоординированные движения глаз, поворот головы в сторону источника громкого звука, и т.д. Эмоциональные реакции новорождённого ещё не разнообразны. Малыш испытывает всего три базовых эмоции: возбуждение, удовольствие и неудовольствие. Мимика представляет собой сменяющие друг друга гримаски, пока ещё не слишком хорошо отражающие реальное состояние ребёнка.

Младенчество

Период младенчества охватывает 11 месяцев жизни малыша: от 29 дня жизни до 1 года. Поскольку в это время происходит смена нескольких важных этапов освоения мира, рассмотрим подробнее каждый из них.

Развитие ребенка в 1 – 3 месяца

Иногда этот период называют «четвёртым триместром беременности».  Малыш нуждается в телесном контакте с родителями, часто засыпает на руках у взрослых. К концу третьего месяца жизни устанавливается некоторый режим: три или четыре дневных сна и один ночной. Бодрствование по-прежнему занимает у малыша меньшую часть суток. Хотя периоды активности увеличиваются до 2-3 часов. Такой большой объём сна связан с тем, что мозг младенца продолжает активно развиваться и образовывать новые нейронные связи, обрабатывая огромный объём информации об окружающем мире.

Укрепляются мышцы спины и шеи. К 1,5 месяцам ребёнок уверенно держит голову. К 3-м – удерживает её, опираясь на руки, когда лежит на животе. Контроль положения собственного тела и улучшающееся зрение даёт возможность изучать предметы, находящиеся на расстоянии до трёх метров, запоминать постоянно появляющиеся в поле зрения объекты. Появляются первые эмоциональные реакции: улыбка, смех, выражение удивления и т.д. Главным психологическим новообразованием этого возраста становится «комплекс оживления». Услышав шаги или голос близкого взрослого, ребёнок поворачивается в его сторону, активно и весело воркует, показывает, что хочет общаться. Это становится возможным благодаря механизму узнавания – способности запомнить облик значимого человека – и скачкообразному прорыву психомоторного развития, способствующему заметному улучшению координации движений тела.

Развитие ребенка в 3 – 6 месяцев

В этом возрасте происходит несколько важных событий, предвещающих скорое развитие самостоятельности ребёнка. Во-первых, малыш активно двигается и приблизительно в 4-5 месяцев обнаруживает, что может переворачиваться со спины на живот и обратно. После нескольких случайных переворотов младенец начинает активно тренировать новый навык, радуясь, если попытка удалась, и расстраиваясь неудачам. Этот первый прорыв целеустремленности иногда ведёт к тому, что малыш не справляется с собственными эмоциями. Он может перевозбуждаться, плохо засыпать или часто просыпаться, капризничать. В 4-5 месяцев у многих детей происходит «регресс сна» – ломается привычный режим дня. Для успокоения в этот период малышу требуется помощь взрослого: пеленание, поглаживания, лёгкое покачивание и т.д. Как правило, этот непростой период проходит через 1-2 недели, когда младенец немного привыкает к своим новым возможностям.

Появляется активный интерес к окружающему миру. В три месяца ребёнок способен следить взглядом за игрушкой, поворачивая голову вслед. В шесть – уже легко может дотянуться до неё рукой и отправить в рот. Исследование мира «на зуб» является таким же важным каналом восприятия, как зрение или слух. Возникает первый предвестник речи – гуление: напевные звуки, состоящие из повторяющихся слогов: «гули-гули-гули», «аляля» и т.п. Ребёнок разделяет окружающих людей на знакомых и незнакомых и отвечает на попытки взаимодействовать с ним интересом или отказом. Большое удовольствие доставляют первые простые игры со взрослыми: «Ку-ку», «Ладушки», разнообразные потешки и т.д.

Развитие ребенка в 6 – 9 месяцев

Начало второго полугодия – время, критически важное для развития коммуникативной и двигательной сфер психики. В эти месяцы осваиваются три ключевых моторных навыка: сидение, ползание и подъём на ноги у опоры. Причём появляться они могут в любой последовательности. Возможность самостоятельно перемещаться в пределах квартиры или дома, а также вертикализация положения тела открывает новые возможности для исследования окружающего пространства. Это явно сказывается на качестве игры. Действия с предметами становятся всё более осмысленными, ребёнок начинает играть в подлинном смысле этого слова. Как правило, игры носят сенсорный характер. Основная цель – воспроизвести тактильное, звуковое или визуальное ощущение. Например, пошуршать пакетом, позвенеть погремушкой, посмотреть на мелькание колёс машинки и т.д. Взрослые могут подключаться к игре, задействуя «телесные» игры: «Рельсы-шпалы», «По кочкам» и т.п.

Примерно в 6-7 месяцев гуление постепенно сменяется лепетом. Малыш произносит разнообразные слоги, постепенно выбирая из них соответствующие звукам языка, на котором говорят окружающие его люди. Общаясь со взрослыми, дети довольно точно могут копировать их интонации и «отзеркаливать» увиденные эмоции. Всё это обогащает возможности младенца выражать собственные чувства. О разных потребностях и переживаниях: страх, голод, удовольствие и т.д. – ребёнок сигнализирует разными звуками и жестами, что заметно облегчает его взаимодействие с родителями.

Развитие ребенка в 9 – 12 месяцев

Последние три месяца младенчества – переходный период, подготовка к новому этапу развития малыша. В это время опорно-двигательный аппарат активно готовится к освоению навыка прямохождения. Малыши активно ползают, встают и ходят вдоль опоры. Ближе к году довольно многие делают первые, пока неуклюжие, шаги. В психологическом смысле это означает первый этап отделения ребёнка от взрослого, осознание себя как активно действующего субъекта. Как и другие кризисные эпохи, конец первого года жизни характеризуется довольно противоречивыми проявлениями. Ребёнок может упрямо пытаться выполнить то или иное действие, расстраиваться от того, что оно не получается, но категорически отвергать помощь взрослого. Развивается волевая сторона личности: многие малыши активно выражают свои желания, могут не соглашаться с просьбами или запретами взрослых.

Возможность самостоятельного перемещения часто рождает в ребёнке страх потери значимого взрослого. Родители нередко отмечают, что годовалые дети «прилипают к юбке», то есть отказываются выпускать маму (реже – папу) из поля зрения даже на несколько секунд. Эмоции малыша уже дифференцируются почти так же тонко, как и у взрослых. Но справиться с сильными чувствами он ещё не в состоянии. Поэтому довольно частым итогом бурных переживаний становятся слёзы и истерики. Обычно хорошим способом успокоения становится телесный контакт: объятия, поглаживания и т.д. Помогает и проговаривание того, что чувствует ребёнок, в «ты-форме». Например: «ты испугался, тебе страшно» или «я понимаю, ты сейчас обижена на мой запрет».

Ещё один важный прорыв в общении – появление к концу первого или началу второго года жизни первых лепетных слов – простых комбинаций слогов, постоянно использующихся для обозначения конкретных объектов. Кроме того, развивается пассивный словарь ребёнка. Он уже может выполнить некоторые простые просьбы («дай», «принеси» и т.п.) и показать на картинках или в реальной жизни несколько знакомых людей или предметов.

О нормах развития

Очень важно помнить, что индивидуальные нормы развития малыша могут отличаться от «среднестатистических». В период младенчества допустимый «размах» составляет примерно 1,5 – 3 месяца. Если срок для освоения того или иного навыка (ползания, гуления и т.д.) с учётом возможного «запаса» уже прошёл, родители могут обратиться за консультацией к специалисту – педиатру или неврологу, чтобы получить индивидуальные рекомендации о том, как помочь ребёнку гармонично развиваться.

По единодушному мнению учёных, для ребёнка первого года жизни важнейшим видом деятельности является непосредственное эмоциональное общение со взрослым. Это означает, что залог психологического здоровья малыша – его общение с любящими родными, наполненное объятиями, прикосновениями и разговорами – одним словом, тепло настоящей семьи.

Автор:


Наталья Ульянова

Педагог-психолог, игротерапевт

Преподаватель кафедры Академии психологии и педагогики ЮФУ, автор более 30 научно-исследовательских работ


Mamsy

Читайте также


Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о

Подпишись,чтобы быть в курсе новых статей

X