Ребенок не хочет идти в школу – что делать родителям?

Ребенок не хочет идти в школу – что делать?

323

«Ученик, который учится без желания — это птица без крыльев».
Саади, персидский поэт

Многие малыши с детского сада мечтают о том, как наконец-то станут совсем большими, пойдут в школу и всё-всё будут знать. Страсть к познанию заложена в детях, это важнейшая часть развития личности на определенном этапе взросления. Но иногда возникает проблема: ребенок не хочет учиться. Юные ученики вдруг начинают упрашивать родителей оставить их дома, прогуливать уроки или просто заливаться слезами, переступая порог класса. Как же получается, что школа – место, специально созданное для удовлетворения важнейшей потребности человека в знаниях, нередко становится источником тревоги и страха? И что делать родителям, если их ребенок не хочет идти в школу?

Для начала – выяснить причину. Лучше собрать информацию из нескольких источников: поговорить с учителями и завучами, родителями других учеников и, конечно же, с собственным сыном или дочерью. Важно иметь при этом конструктивный настрой и искреннее решить проблему, оставаясь на стороне ребёнка, не игнорируя и не ругая его. Дальнейший сценарий действий зависит от того, чем вызвано стойкое нежелание ходить в школу.

Вариант первый: проблемы с освоением материала

Что происходит? Ребенок, чувствующий себя неуспешным в учёбе, очень быстро теряет к ней интерес. Формируется замкнутый круг: не справился с задачей – получил плохую отметку и выговор от родителей – расстроился и махнул рукой: «Всё равно я ничего не понимаю» – не справился со следующей задачей… К ученику быстро приклеивается ярлык «отстающий», «лентяй», «двоечник», бороться с которыми очень трудно.

Что делать? Для начала – поговорить с учителем, чтобы понять, с какими именно трудностями сталкивается ребенок и давно ли они начались. Хорошо бы попросить педагога рассказать не только про слабые, но и про сильные стороны ученика. Может быть, его тетради в ужасном состоянии, но в математических примерах почти не бывает ошибок? Или он бегло и выразительно читает, но диктанты пишет исключительно на «двойки»? После этого можно попробовать оценить развитие «западающих» навыков самостоятельно или с помощью независимого специалиста: психолога или дефектолога.

Возможно, уже на этом этапе выяснится, что проблема не в школьных умениях как таковых, а в стрессе, который ребенок испытывает во время контрольной или при ответах у доски. Тогда стоит попробовать вместе с учителем найти формы контроля, которые будут отражать реальный уровень знаний Вашего сына или дочери, и параллельно проработать с психологом проблему школьной тревожности ребенка. Может быть, трудности с материалом вызваны неправильно понятой или пропущенной из-за болезни темой, незнание которой не дает возможности изучать предмет дальше. Тогда упущенное можно наверстать в течение короткого времени, занимаясь в усиленном режиме. Проблемы с обучением могут быть также вызваны специфическими нарушениями: дислексией, дисграфией, дискалькулией, дефицитом внимания и т.п. Или проблемами с телесным здоровьем: снижением зрения или слуха, высокой утомляемостью и т.д. В такой ситуации родителям необходима консультация профильного специалиста: невролога, дефектолога, тифло- или сурдопедагога и др. И, наконец, может оказаться, что программа конкретной школы чрезмерно сложна для ребенка, и ему просто не хватает сил на углубленное изучение математики или иностранных языков. Если это так, лучшее, что можно сделать – снизить учебную нагрузку, отказавшись от дополнительных занятий или выбрав школу с более комфортными условиями обучения.

Вариант второй: ссоры с одноклассниками

Что происходит? Дети в начальной школе чаще всего только учатся выстраивать  социальные отношения. Дружба их ещё непрочна и основывается, в основном, на внешних признаках. Например, кто с кем сидит за партой или с какой компанией играет на переменах. В то же время, решать конфликты малыши тоже, как правило, не умеют, а значит, неосторожное слово легко может превратиться в сильную ссору или даже драку. Перед школьником встает проблема: не идти в школу он не может, но и с обидчиком общаться не хочет. Снисходительные советы взрослых «помириться» или «просто не обращать внимания» при этом настолько же бессмысленны, насколько и бесполезны.

Что делать? Для начала доверительно поговорить с ребенком и постараться разобраться в перипетиях его отношений с одноклассниками. Если ссора носит разовый характер – можно вместе подумать, как лучше решить конфликт. Если подобные ситуации повторяются постоянно – хорошо бы собрать более полную картину о взаимоотношениях в классе, поговорив с учителями и школьным психологом. Является ли Ваш ребенок зачинщиком драк или вступает в конфликты под влиянием друга-лидера? Или, наоборот, обижают обычно его? Скорее всего, в этом случае родителям понадобится консультация специалиста и подбор групповых или индивидуальных занятий, направленных на обучение социально-коммуникативным навыкам ребенка.

Вариант третий: конфликт с учителем и/или травля в классе

Что происходит? Эти два явления неслучайно объединены в один пункт: очень часто конфликт одного из учеников с учителем провоцирует его травлю со стороны класса, и наоборот – травля почти всегда происходит с молчаливого одобрения и попустительства педагогов. Скрытые и явные насмешки, оскорбления, намеренное игнорирование, физическая агрессия – всё это признаки психологического насилия. Координатор всероссийского проекта «Травли.NET» Мария Свир рассказывает в одном из интервью:

«Очень важно отличать травлю от обычного конфликта. Главными признаками травли являются насилие, неравновесность сил, но самый главный фактор – это систематичность. Именно по повторяющимся и продолжающимся случаям проявления агрессии следует признать наличие травли. А вот когда взаимодействие происходит на равных (сегодня я – тебя, завтра ты – меня) – это конфликт».

Что делать? Если родители успели заметить проявления конфликта ребенка с учителем или классом на ранней стадии, – возможно, поможет разговор с педагогом с глазу на глаз или в присутствии завуча и директора. Возможно, дело кроется в обыкновенном недопонимании, и после его разрешения все участники беседы останутся удовлетворены. Если учитель активно отрицает проблему или утверждает, что вся вина лежит на ребенке, ставшем жертвой травли – скорее всего, к решению проблемы нужно подключать административный ресурс и, весьма вероятно, ребенка придется переводить в другой класс.

В любом случае, родителям стоит помнить о двух ключевых моментах. Во-первых, учитель и ученик всегда находятся в неравноправных отношениях: педагог в младшей школе обладает большим авторитетом и серьёзной властью. Именно поэтому вымещение негативных эмоций с его стороны на детях – явный признак некомпетентности и непрофессионализма. Во-вторых, именно на взрослых лежит ответственность за эмоциональное и физическое благополучие школьников, и их длительное бездействие в ситуации коллективной травли одного из детей является прямым нарушением должностных обязанностей.

Понимать и поддерживать!

Заметим, что всё сказанное в большей мере относится к младшим школьникам. С наступлением подросткового возраста у детей меняются ценностные приоритеты, и нелюбовь к школе чаще бывает вызвана протестным настроением или, наоборот, желанием быть «своим» среди сверстников. Тем не менее, все перечисленные выше сценарии могут быть актуальными для ученика любого возраста.

Помощь родителей обязательно нужна малышу, чтобы его силы были направлены не на изнуряющую борьбу со школьными сложностями, а на освоение новых навыков и активное познание мира. Если ребенок чувствует деятельную поддержку семьи, его уверенность в себе будет расти, а страхи и неприятности останутся лишь досадным штрихом в памяти. Самое главное – быть заодно и помнить, что все проблемы преодолимы!

 

Автор:


Наталья Ульянова

Педагог-психолог, игротерапевт

Преподаватель кафедры Академии психологии и педагогики ЮФУ, автор более 30 научно-исследовательских работ


Mamsy

Читайте также


Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о

Подпишись,чтобы быть в курсе новых статей

X