"Вредная" и "полезная" похвала: как правильно хвалить ребенка?

«Вредная» и «полезная» похвала: как правильно хвалить ребенка?

281

Долгое время считалось, что похвала «портит» ребенка. Потом точка зрения сменилась на прямо противоположную. У современных родителей, при обилии информации на эту тему, возникает много вопросов. Всё-таки, хвалить или не хвалить? Если да, то как правильно хвалить ребенка? За что? Почему я хвалю, а эффекта нет или он обратный? Давайте разбираться вместе.

КАК «РАБОТАЕТ» ПОХВАЛА

Когда наши успехи и достижения отмечают – это приятно. Настроение улучшается, хочется улыбаться и идти к новым вершинам. Это абсолютно нормально: мы все, независимо от возраста,  нуждаемся в поддержке и добром слове. Дети, показывая нам свои поделки, сделав что-то «хорошее», тоже ждут нашего одобрения и принятия. Для ребенка одобрение  – это «доказательство», что его любят. Способ понять, что он сделал что-то значимое, сделал это хорошо, «вырос» в глазах взрослого и своих собственных.

Но, «Похвала — это очень непростое дело», — пишут Адель Фабер и Элейн Мазлиш в книге «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили».

Почему не простое? Ведь так просто сказать: «Какая красота!», «Ты молодец!», «Замечательно!», «Умница!». Этими «дежурными» фразами пользуются почти все родители. И замечают, что в какой-то момент похвала перестает «работать». Почему? Потому что за любое дело (наскоро сделанное или трудоемкое), хвалят одними и теми же словами. И ребенок пытается испытать приятные эмоции, особо не утруждая себя. Цепочка «дело — поощрение» начинает носить формальный характер и не мотивирует, как задумывалось. «Не работает».

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОХВАЛА

Привычные нам «дежурные» слова можно применить к любому виду деятельности ребенка (продукты творчества, домашние дела, уроки и пр.).  А похвала должна быть содержательной! Вместо «Красота!» можно отметить особенности работы, идею, способы воплощения, ваши эмоции, обратить внимание на детали.

Ребенок показывает аппликацию «Наше лето». Можно сказать: «Какое яркое лето получилось! Бабочки машут крыльями, на деревьях поют птицы, солнце освещает всю композицию. А вот этот белый кораблик будто качается на волнах».

Такая похвала – не просто описание изображения. Для ребенка это показатель того, что он и его работа интересны взрослому, который всё внимательно рассмотрел и озвучил.

Подобный подход применяется и в группах, работающих по системе Марии Монтессори.

ПООЩРЕНИЕ В МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКЕ

У детей, по мнению Марии Монтессори, врожденная потребность к познанию окружающего мира, и мотивировать их формальными словами не стоит. Это вызовет только зависимость от похвалы и одобрения. Ребенок  действует из собственного интереса: новый предмет или сама среда мотивируют его к деятельности. На первом месте должна быть радость процесса познания, самостоятельных действий и открытий, иначе само желание ребенка действовать сместится на «получить похвалу».

Словесные поощрения, конечно, необходимы. Но они должны характеризовать не личность ребенка, а его работу, действия. Вместо: «Ты самый талантливый в мире!» нужно сказать «У тебя хорошо получилось!»

МНОГО – ВРЕДНО?

Многие родители бояться перехвалить своего ребенка и считают похвалу вредной. «Вредно», когда формальной похвалы много, и она используется по любому поводу. Такой подход вызывает привыкание: ребенку становится необходимо моментальное вознаграждение в виде восторга взрослого. Если он не получает «привычной дозы», то думает, что сделал что-то не так, или он не достаточно хорош. Потому что родители чего-то не заметили и не отметили. «Я сегодня не «Молодец и умница», значит, меня не любят». Некоторые дети даже требуют, чтобы их похвалили.

Ребенку становится важен не сам процесс творчества или создания чего-то, не качество творений или сделанных дел, а привычные «приятные» слова. Думая, в первую очередь, как будет оценен результат, ребенок может отказываться от новых дел, в которых может потерпеть неудачу.

Если вы заметили у вашего ребенка тягу к похвале ради похвалы, то обратите внимание на то, за что и какими словами вы его поощряете.

КАК ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА НЕ НУЖНО

— Формально и дежурно.

— Преувеличивать заслуги: «Ты самый честный!» или «Ты самый талантливый!».

— Похвала плюс «НО» и сравнение с другими. «Ты написал хорошо, но у Лены почерк гораздо красивее, и она справилась быстрее». Получается, что вы ребенка хвалите и тут же указываете, на недостатки. Это сравнение может лишить уверенности в себе.

— Сочетание похвалы и упрека. «Как чисто ты выполнила упражнение. Можешь, когда захочешь! Почему ты каждый день так не делаешь?»

 КАК ПРАВИЛЬНО ХВАЛИТЬ ДЕТЕЙ?


 — Конкретно и искренне. Справедливо и заслуженно. Чтобы ребенок понял, что именно он сделал хорошо и почему это хорошо.

— Содержательно, сделав акцент на действиях и поступках, а не на личности. Например: «Как чисто на кухне: вымыта посуда, пол, даже плита блестит. Стало уютно. Мне приятно здесь находиться!» вместо «Ты умница!»

Такая похвала демонстрирует ребенку, что взрослый не только хвалит, но и видит ребенка и его дела.

— Невербальное подкрепление: улыбка, объятие, поцелуй.

— Можно подвести итог: «ты был аккуратен», «ты упорно шел к цели», отметить энтузиазм и самостоятельность. «Это было не просто: ты старался и справился». Даже если что-то не получилось, можно похвалить за упорство или обратить внимание на деталь, которая удалась. Так ребенок учится концертировать внимание на позитивных моментах, а не на неудачах.

В таком деле как похвала, не так важно количество, как качество. Лучше два раза за день похвалить искренне и за «дело», чем сказать десять формальных слов-поощрений. «Правильная» похвала как раз мотивирует к новым достижениям и внушает веру в собственные силы, помогает быть смелым, не бояться ошибок.

Каждого ребенка есть за что похвалить. Подумайте, за что вы можете похвалить вашего ребенка сегодня?

Mamsy

Читайте также


Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о

Подпишись,чтобы быть в курсе новых статей

X